В торговых сетях Казахстана продается лишь четверть плодоовощной продукции. Об этом в ходе онлайн-форума AgriFood Qazaqstan 2020, организованного компанией Iteca, заявил управляющий директор Prime Agro Group Айдар Баймахан, пишет сайт eldala.kz.
Остальные потоки идут через традиционные рынки, базары, ярмарки. Для сравнения доля торговых сетей в поставках плодоовощной продукции в Узбекистане еще ниже — 6-7%, в то время как в Европе она достигает 80-90%, а в России 60-70%.
«При этом, мы видим, что Казахстан планомерно идет к росту доли торговых сетей, которые «отъедают» объем у традиционных для нас форматов», — подчеркнул Айдар Баймахан.
Крупным компаниям на севере Казахстана, преобладающим в производстве овощей, соблюдать стандарты ритейлеров легче, однако на юге 90% плодоовощной продукции приходится на личные хозяйства.
«Мелкие производители зачастую не могут обеспечить стандартизацию продукции и выполнение прочих требований. Ритейлеры пытаются их «воспитывать» через штрафные санкции. И какие-то плоды это приносит. Однако, пока у нас нет большого пласта производителей, которые могут обеспечивать соответствие требованиям», — отмечает специалист.
В торговых сетях требуют соответствия стандартам качества продукции и ее упаковки, соблюдения сроков поставок и аккуратный документооборот.
«Мы хорошо видим, что клиент сейчас хочет готовый, удобный, качественный продукт. Этот факт агропроизводство Казахстана должно брать в учет. Производители должны активнее инвестировать в упаковку, в мойку, в резку, в переработку продукции. За этим форматом торговли будущее. Люди сейчас не хотят ехать куда-то далеко на базар, а предпочитают покупать все в супермаркетах», — полагает спикер.