Воздух в Нур-Султане временами опасен для жизни из-за содержания ядовитых веществ в атмосфере. Столица замкнула пятерку крупнейших городов с самым грязным воздухом в мире в рейтинге World Air Quality. Обогнали нас только Бишкек, Кабул, Непал и Калькутта, сообщает «Первый канал «Евразия».
Данные крупнейшему ресурсу предоставляют метеорологические службы стран, на основе которых и составляется список аутсайдеров. Это означает, что в атмосфере – серьезное превышение оксида углерода, диоксида серы и диоксида азота.
«У них в основном используются «PM 2,5» то есть это самые вредные для человека вещества, твердые вещества. Есть «РМ 10», считается, что когда человек дышит, он может в носоглотке остаться. А «PM 2,5» попадает в легкие и приносит наибольший вред», – говорит менеджер по экологии Ассоциации экологических организаций Казахстана Толебай Адилов.
Эксперты говорят, что воздух в большей степени загрязняют автомобили, на них приходится 55% всех вредных выбросов, 25% — на городские ТЭЦ, и 20% — это частный сектор с печным отоплением.
К последним серьезные претензии экологов. Уверяют, что люди закупают некачественный уголь, а еще для экономии сжигают дома весь бытовой мусор.
Едкий густой смог в столице — явление нередкое, и в безветренные дни его отчетливо видно. Сегодня ветер очень сильный, поэтому загрязненность атмосферы видно разве что с высокой точки. По данным метеостанций, а мы сейчас находимся на юго-востоке города, показатель загрязненности — в 406 единиц. С учетом того, что норма в 50 – находиться здесь опасно для жизни.
«Вы же каждый вечер выходите гулять, видите, как сильно правый берег затягивает смогом, какой там стоит неприятный запах. Эта проблема очень актуальна, газификация очень нужна», – говорит житель столицы.
«Я не знаю, как в других городах, но в Нур-Султане она на первом месте, кажется, потому что дышать тяжело. Дети есть, взрослые люди, у всех заболевания дыхательные, думаю, что это должно решаться», – отметила астанчанка.
Решить этот вопрос пытаются уже много лет, но с каждым годом, кажется, что смог все гуще, а дышать все тяжелее.
Министр экологии, к примеру, считает, что обстановку спасет только перевод столицы на экологическое топливо.
«Единственное решение – это газификация, полный уход от угля. Организация, которая проводит мониторинг, проводит его в онлайн-режиме, фиксирует по каким-то точкам отсечения, например, на 8 утра или на 5 утра. Естественно, в то утро было безветрие, было очень холодно, соответственно, люди активно топили», – сказал министр экологии геологии и природных ресурсов РК Магзум Мирзагалиев.
Но как бы не пытались чиновники смягчать этот вопрос, проблема остается проблемой, которую решать нужно. Экологи, к примеру, предлагают брать пример с Германии, где запрещена эксплуатация автомобилей старше 7 лет, и хотя бы частично убрать с дорог «хлам на колесах».
Но пока все эти идеи не получили своего логического завершения, жителям города приходится с надеждой смотреть на небо в ожидании ветра, чтобы не бояться дышать полными легкими.