Локомотивосборочный завод (ЛКЗ) Нур-Султана собрал всего 11 локомотивов марки Evolution за 2019 год, из них девять были грузовыми. Об этом говорится в его отчетности за прошлый год.
«По состоянию на 31 декабря 2019 года компания (ЛКЗ) выпустила 347 локомотивов — 2019 год — 11 локомотивов, 2018 год — 27 локомотивов, 2017 год — 7 локомотивов, 2016 год — 3 локомотива, 2015 год — 27 локомотивов, 2014 год — 24 локомотива, 2013 год — 75 локомотивов, 2012 год — 74 локомотива, 2011 год — 69 локомотивов, 2010 год — 30 локомотивов. Из 347 локомотивов 324 локомотива были реализованы на внутреннем рынке — 20 пассажирских и 304 грузовых и 23 локомотива были реализованы на экспорт. В 2019 году компания реализовала 11 локомотивов на местном рынке», — указывается в документе.
Производственная мощность завода составляет 100 локомотивов в год, он был построен в 2010 году за 141 млн долларов. Кроме того, за технологию сборки американской компании General Electric было выплачено 14 млн долларов. К тому же за каждый выпущенный локомотив завод должен выплачивать ренту за лицензию GE в размере 60,5 тысяч долларов с умножением на коэффициент в зависимости от года производства. GE Transportation, который был недавно приобретен компанией Wabtec, является 50% акционером ЛКЗ.
В целом с GE Transportation был заключен договор на один млрд долларов на покупку комплектов тепловозов и их обслуживание в течение длительного периода времени. Часть средств на 425 млн долларов было профинансировано Эксимбанком США. Всего для обновления парка КТЖ планировалось закупить более 300 грузовых локомотивов для «КТЖ-Грузовые перевозки» и более 108 пассажирских, однако позже от 25 из них отказались.
Сделка была заключена во времена, когда КТЖ возглавлял Аскар Мамин, а директором бизнеса казахстанского представительства GE Transportation являлся прежний руководитель КТЖ Канат Алпысбаев. Сейчас можно с уверенностью сказать, что непрофильный для железной дороги проект железнодорожного машиностроения провалился и не оправдал огромные средства, вложенные в него. Главной причиной для невозможности продавать локомотивы в полной мере стали долговые проблемы КТЖ. Также ЛКЗ, несмотря на получение лицензии в РФ, не смог выйти с продажами на российский рынок, где доминирует «Трансмашхолдинг», который, кстати, и контролирует 50% завода. Не получилось у КТЖ продать локомотивы казахстанской сборки и на Украину из-за участия «Трансмашхолдинга» в акционерном капитале завода, поэтому там предпочли тепловозы такой же марки, но американского происхождения.
Выручка ЛКЗ в 2019 году составила 17,4 млрд тенге. Из них 66,2% пришлось на филиал компании «Транспортэйшн Глоубэл Эл Си Си», 19,2% на «КТЖ-Грузовые перевозки» и 9,2% на АО «Варваринское», которое закупило один локомотив в прошлом году.
Отметим, что за 2019 году штат ЛКЗ сократился на 60 человек до 562 сотрудников.