Площадку по оптовой торговле электроэнергией КОРЭМ (Казахстанский оператор рынка электроэнергии и мощности) выведут из собственности «Самрук-Казына» для передачи во владение минэнерго. Об этом в ходе своего выступления на дискуссионной площадке Open Space сообщил глава Агентства по защите и развитию конкуренции (АЗРК) Серик Жумангарин.
«Оператором централизованных торгов электрической энергией у нас является Казахстанский оператор рынка и электрической мощности. Это акционерное общество на сегодняшний день находится в стадии перехода из-под «Самрук-Казына» в ведение министерства энергетики. Создан в начале 2000-го года, и в законе об электроэнергетике четко написано его функциональные обязанности. Одна из них — это способствовать развитию рынка централизованных торгов электрической энергией и, естественно, создавать котировки цен на рынке электрической энергии, то есть в информационном ключе. Как показывает история его создания, работы – КОРЭМ с этой задачей не справился. Был период, когда КОРЭМ у нас достаточно активно развивался, но на сегодняшний день меньше 1% электрической энергии продается на его торгах», — отметил глава антимонопольного ведомства в своей презентации.
Можно предположить, что КОРЭМ выводится из состава «Самрук-Казына» для автономии торговой площадки от возможного влияния интересов таких дочек фонда как «Самрук-Энерго» и KEGOC.
В докладе руководитель АЗРК напомнил, что в стране необходимо увеличивать объемы централизованных торгов электроэнергией, чтобы оптовая цена от электростанций формировалась там на рыночных условиях в режиме анонимного двойного встречного аукциона. Однако производители электричества вместо этого предпочитают заключать прямые двухсторонние договоры, что вызывает много нареканий.
По словам Жумангарина, главная причина отсутствия заинтересованности электростанций в оптовых торгах через площадку КОРЭМ кроется в ценовом регулировании. По законодательству станции обязаны продавать электроэнергию не выше предельных тарифов, устанавливаемых минэнерго, за исключением 10% от производимого ими электричества, которое можно реализовывать через КОРЭМ выше фиксированных цен, в итоге производители электроэнергии не заинтересованы в новых потребителях.
Как известно, раньше минэнерго устанавливало предельные тарифы электростанций в 17 ценовых группах, но после 2019 года их количество было увеличено до 43, где почти каждая энергопроизводящая организация получила индивидуальный тариф с учетом ее рентабельности. В результате конкуренция исчезла даже внутри таких ценовых зон.
Более того, с новым законодательством гидроэлектростанции должны продавать свою паводковую электроэнергию напрямую единому закупщику — расчетно-финансовому центру при KEGOC для субсидирования закупа электричества ВИЭ. В итоге энергосбытовые организации перестали конкурировать за дешевую генерацию ГЭС весной на площадке организованных торгов КОРЭМ.
Согласно мнению главы АЗРК, важным ограничением конкуренции на рынке электроэнергии в Казахстане является наличие вертикальной интеграции электроэнергетических групп компаний, которые одновременно владеют электростанциями, электросетями и энергосбытовыми организациями.
«В Восточном и Западном Казахстане интеграция не прослеживается, есть частичная интеграция на уровне Акмолинского, Талдыкорганского энергоузла, когда передача и снабжение находятся в руках одной группы лиц и полная вертикальная интеграция в ряде регионов – Павлодар, СКО, Караганда, Алматы, Атырау, Тараз. Причем одним из основных игроков является государство, а именно компания «Самрук-Энерго». В результате рынок запирается внутри одной группы компаний. Доступа к передающим мощностям для того, чтобы была возможность доступа к энергопроизводящим организациям для новых поставщиков затруднен на сегодняшний день», — считает Серик Жумангарин.
Как известно, на казахстанском рынке электроэнергетики в отдельных регионах присутствуют такие вертикально-интегрированные группы как Центрально-Азиатская энергетическая корпорация (ЦАЭК), Казахстанские коммунальные системы (ККС) и «Самрук-Энерго».
Сейчас в Агентстве присматриваются к опыту ЕС, где благодаря так называемому третьему энергопакету подобные вертикальные структуры жестко регулируются и разделяются — их заставляют продавать активы независимым компаниям или передавать их в доверительное управление с полным отчуждением контроля от одной группы лиц внутри электроэнергетической цепочки.
Данияр Сериков