Эксперты консалтинговой компании «Эрнст энд Янг Казахстан» призывают либерализировать экспорт аффинированного золота из Казахстана. Об этом говорится в материалах исследования, проведенного по заказу Ассоциации производителей драгоценных металлов.
«Снятие ограничений на экспорт аффинированного золота или сырья качества Доре позволит расширить доступ золотодобытчиков к мировому капиталу в виде займов, дать возможность предприятиям отрасли получить ликвидность для пополнения оборотного капитала и финансирования CAPEX программ; более широкой конкуренции среди переработчиков аффинажного передела. В будущем это может привести к росту экономической активности среди банков второго уровня страны; повышению конкуренции среди всех игроков отрасли; повышению интереса к отрасли со стороны иностранных инвесторов и других участников рынка», — отмечается в исследовательской аргументации.
Как известно, сейчас аффинированное золото в стране с несущественной скидкой на трейдинг скупает по приоритетному праву Нацбанк. Так, в 2020 году финансовый институт купил у трех аффинажных заводов 60 тонн обработанного золота, притом, что в Казахстане в прошлом году было добыто 111,5 тонн необработанного драгоценного металла. Вместе с тем, писал DalaInform, Нацбанк продал в 2020 году 18,68 тонн Нацфонду, чьи активы обычно хранятся за рубежом. Отметим, что в соседней России в прошлом году экспорт золота стал одним из основных источников поступлений валюты на фоне падения цен на энергоносители, на нем заработали золотодобытчики и частные банки после прекращения Центробанком закупок в резервы.
Кроме либерализации экспорта аффинированного золота, авторы исследования предлагают перенести налоговую нагрузку с этапов геологоразведки на добычу и переработку драгоценного металла, чтобы стимулировать развитие рынка юниоров и восполнить тающую минеральную базу.
«Предлагается рассмотреть возможность внедрения государством мер, которые предоставляли бы недропользователям возможность относить на вычеты расходы на геологоразведку, в случае если определенная территория оказалась низкорентабельной или убыточной и не вступит в период добычи против доходов, полученных в рамках других контрактов; возможность внедрения в Налоговый кодекс РК статей, которые позволяли бы налогоплательщикам относить на вычеты расходы на геологоразведку в том периоде, в котором они понесены, и предусмотреть, чтобы к таким расходам не применялся срок исковой давности; внедрить механизм, который предоставлял бы налогоплательщикам в период геологоразведки налоговые каникулы, внедрить акции Flow-Through Shares (FTS) (позволяющий расходы на покупку акций юниоров относить в зачет налогов — DalaInform) в качестве альтернативных инструментов финансирования геологоразведочных работ; а также, механизм, предоставляющий налогоплательщикам возможность относить дополнительные расходы на вычеты, то есть вычет сверхфактических расходов для стимулирования отрасли», — детализируется в раздатке.
В то же время в период добычи и переработки предлагается предусмотреть такие меры поддержки, как возможность использования дебетового НДС в счет уплаты других налогов, начисления НДПИ по мере реализации полезных ископаемых, и чтобы нормируемые потери включали в себя потери при переработке, возможность ускоренной амортизации основных средств, отмены раздельного налогового учета между контрактами, а также предоставления налоговых преференций в виде освобождения от уплаты налогов на определенный срок.
Такой пакет мер позволит перенести налоговую нагрузку с первоначальных этапов недропользования по золоту с последующим увеличением налоговой нагрузки на более поздних этапах с мультипликативным эффектом. Предлагаемые меры поддержки отрасли применимы ко всему ГМК и не приводят к снижению налоговых поступлений в бюджет страны, а переносятся на период, когда новые проекты начинают генерировать доходы, утверждают налоговые консультанты EY.
«Первые этапы развития проекта, особенно разведка, связаны с большим риском, требуют больших инвестиций. Поэтому предлагаем налоговую нагрузку с этого этапа переложить на более поздний, когда объект начнет зарабатывать. Все рассматриваемые меры стимулирования не предполагают предоставление дотаций или субсидий со стороны государства. Был просчитан эффект от этих мер, который показал, что государство с налоговой точки зрения не теряет, оно свои налоги получит, но позднее», — комментирует результаты исследования региональный директор по услугам в области изменения климата и устойчивого развития в Средней Азии компании Ernst & Young Виктор Коваленко.
По его словам, в результате внедрения этих налоговых мер может появится несколько крупных проектов по добыче и переработке золота. Согласно расчётам, прямой эффект на выпуске товарной продукции составит 2,08 трлн тенге, а для ВВП влияние также окажется значительным — 757 млрд тенге. При этом на 76 млрд тенге вырастут доходы населения, до 174 млрд тенге увеличатся налоговые поступления.